Модный гардероб для Habanos - история оформления кубинских сигар
Банты, опоясывающие стан прекрасных Habanos, в английском языке называются Ring, а в испанском – La Anillas или Vitola. На этой, сначала, бумажной, затем, с фальгированием, тиснением или, в свете современных реалий, с голограммой, ленте всегда присутствуют главные элементы марки – знак и логотип, название фабрики или место происхождения.
Мы уже привыкли, что на кубинских сигарах премиального сегмента чаще всего встречается надпись Habana или Гавана. Но почему?
Имя Гаваны
Начиная с 1717 года, экспортировать табак в испанскую Севилью можно было только через три кубинских порта. И самым большим среди них была Гавана. Табак поставляли в Европу в разных видах: в качестве порошка, скрученного кренделя или морковки, а также, в виде витол различных размеров и форм. Их упаковывали в соответствии с типом, укладывая в ящики из кедрового дерева. На верхней стороне этого контейнера наклеивали этикетку, где присутствовали уточняющие данные: название бренда, рисунок с изображением логотипа, название и адрес фабрики, а так же имя владельца. Как правило, здесь было и слово Habana, ныне указывающее на происхождение лучшего в мире табака. Так, благодаря столичному кубинскому порту, через который осуществлялось основные официальные отправки лучших в мире сигар, Гаваны получили своё имя.
В поисках стиля
Рост потребления табака отразился на расцвете его контрабанды. Каждый год у берегов Острова Свободы, в ожидании погрузки незаконного продукта, стояло на якоре всё больше, как кубинских, так и иностранных кораблей, стремящихся отправить груз не только в Европу, но и в Америку.
Владельцы многих марок пытались защитить свои лейблы от подделок. Пытаясь остановить мошенничество, причинявшее большой ущерб деятельности самых важных сигарных кубинских производств, предприниматели начали использовать литографию, приёмы которой были позаимствованы из другой сферы.
В 1822 году французский художник-миниатюрист по имени Сантьяго Лессер и Дюран (Santiago Lessieur y Durand), совместно с испанским музыкантом Энрике Гонсалесом (Enrique Gonzalez), открыл первую на Кубе литографическую мастерскую, с целью производства партитур музыкальных произведений, издаваемых для специализированного «Музыкального журнала». Этот вид печати с рельефным рисунком, созданный для служения музе, распространился чуть позже на оформление сигарных бантов и коробок.
Использование сигарных бантов, как и украшение коробок, с набором различных ярлыков, широко вошло в употребление не так давно приблизительно в семидесятых – восьмидесятых годах 19-го века. С тех времён принцип оформления Habanos, как продукта, практически не изменился.
Не все сигарные коробки Habanos подлежат бумажному декорированию. Оставив в стороне деревянные ящички Slide Lid Boxes и Semi Boite Nature Boxes, или, стремящихся походить на маленькие хьюмидоры, покрытые лаком, Boite Nature Boxes и Varnished Cabinets, поговорим о самом распространенном типе упаковки – Dress Boxes. Эту коробку называют стандартной, маркированной или полу-простой. Её узнаваемой особенностью является поверхность, полностью или частично обклеенная бумагой с ярким полиграфическим нанесением.
Детали её туалета
Полный комплект экстравагантных бумажных украшений упаковки Dress Boxes, наклеиваемых вручную, называется Habilitaciones. Каждый известный сигарный лейбл имеет свои, проверенные временем фирменные элементы и цветовую гамму. И в этом стильном гардеробе, созданном для кубинской сигары, все детали, La Cubierta, la Vista, El Filete, La Papeleta, El Bofetón, El Larguero, El Costero, El Tapaclavo и La Anilla, гармонизируют друг с другом.
Изображение, наклеиваемое на верхнюю поверхность сигарной коробки, как правило, с логотипом марки, называется La Cubierta.
Красивое, романтическое или торжественное изображение, присутствующее на внутренней стороне крышки, носит имя la Vista.
Защитный лист бумаги внутри коробки, украшенный в дополнение к Vista – это El Bofetón.
Наклеенная декоративная полоса, закрывающая шарниры или петли крышки – это El Filete.
Прямоугольное или овальное уплотнение на короткой стороне коробки носит наименование La Papeleta.
El Larguero является цветной полоской, с названием марки, наклеиваемой на длинных сторонах коробки.
El Costero – это цветная полоска, наклеиваемой на коротких сторонах коробки.
Стоит добавить, что небольшая наклейка, прикрывающая гвоздь на крышке некоторых коробок называется El Tapaclavo.
Пришло время упомянуть и сигарный бант – La Anilla, являющийся центральным элементом оформления сигарной группы. В испанской традиции он называется Vitola.
Отсюда и название увлечения, связанного с коллекционированием сигарных бантов – «витольфилия», что подразумевает коллекционирование различных бумажных элементов оформления коробок, и в первую очередь, конечно, сигарных колец.
Братство кольца
На бантах из прошлого можно встретить много удивительного: государственные флаги, флору и фауну, изображение транспорта, зданий, образцы геральдики и товарных знаков.
Старинные банты сохраняют изображения лиц известнейших политических деятелей Европы и Америки. Имеются серии, посвященные монархам: королю Испании Альфонсо XIII, появлявшемуся на кубинских сигарных бантах в разные периоды своей жизни, или британской королеве Виктории и её сыну Эдуарду VII. Во время Второй мировой войны, на кубинских сигарных бантах присутствуют, как заядлый курильщик гаванских сигар, английский премьер-министр Уистон Черчилль, так и тогдашний президента США Франклин Рузвельт. Некоторые образы, например освободителя Латинской Америки, Симона Боливара, продолжает и сегодня украшать банты современных сигар Bolivar.
Сигарные кольца, как клубные перстни, могли быть атрибутами принадлежности поклонника сигар к различным социальным группам, сообществам и ассоциациям. Они рассказывали о проведении спортивных или культурных событий: бейсбольных матчах, скачках, театральных постановках и концертных действах. Известны случаи, когда в оформлении Habilitaciones мог присутствовать образ и святой покровительницы Кубы, Богоматери Эль Кобре (Virgen de la Caridad del Cobre).
Коллекционер Орландо Артеага Абреу, основатель кубинской Ассоциации Витольфилии и её президент, имеющий в коллекции 4 291 уникальных кольца, сожалеет о том, что сегодняшняя молодежь не увлекается этим видом коллекционирования.
«Это так прекрасно, перелистывать альбом, вспоминая особые моменты, обмениваться с другими коллекционерами редкими экспонатами, чувствуя, как растет ваша страсть... Желая – получать, а имея – создавать»: говорит Орландо Абреу, нашедший смысл жизни в волшебном мире искусства Habanos. Его страсть к бантам проявилась в 1979 году, в период его работы заместителем директора рекламного отдела в кубинской табачной компании, где Орландо познакомился со многими коллекционерами. Он признает, что коллекционирование не сводится к накоплению, утверждая: «Необходимо изучать, исследовать, отбирая лучшее. Создание любой коллекции требует усилий, самоотдачи, для придания ей необходимой ценности. У каждого предмета есть история. Владение коллекцией такого типа позволяет собственным знаниям расти с каждым днем».
История оформления кубинских сигар восхитительна. Поразительно, что, восторгаясь удивительными страницами художественной культуры давно прошедшей эпохи, мы имеем возможность наблюдаем удивительную трансформацию оформления Habanos в сегодняшнем дне.
Havanacigars.ru ©