Женщина с сигарой - в предвкушении восьмого марта
Магии женщин и сигар посвящается…
Замечательные фотографии, на которых присутствуют Шерон Стоун, Сальма Хайек, Дженнифер Лопес, Деми Мур или Мадонна, курящие кубинские сигары, известны по всему миру. Они появились на волне бума, произошедшего в США, когда сигары вновь вошли в моду, обнажив взгляд и на восходящий тренд женщины с сигарой.
Даже сегодня эти изображения, созданные на грани прошлого и настоящего веков, выглядят не менее провокационно, чем двадцать лет назад. Вспомним произведения гениального Хельмута Ньютона, создавшего в своих работах, ошеломляющий и волнующий многих мужчин сигарный мир, полный женской раскрепощённой и чувственности.
Кажется, что всё это выглядит очень революционно. Однако, всё новое — это хорошо забытое старое, ведь курение сигар уже давно закреплено за женщиной исторически, а в некоторых странах и ментально. При этом, в сознании общества досуг с сигарой до сих пор считается мужской привилегией, более того, бытует устойчивое мнение, что большинству женщин сигары совсем не нравятся.
В этой статье мы попробуем разобраться, как случилось, что представительниц прекрасного пола однажды разлучились с благородной сигарой.
Сигара и война полов
Мы все помним распространённое клише, когда раздраженная жена смотрит на своего мужа, негодуя: «Ты действительно собираешься покурить эту мерзкую вещь?». Однако, немногие знают, что основы сегодняшних стереотипов о сигарах и войне полов заложило юмористическое стихотворение Редьярда Киплинга «Обручённый», написанное в 1899 году. В нем невеста говорит своему будущему мужу: «Дорогой, ты должен выбрать между мной и твоими сигарами».
В 1958 году, в фильме режиссера Винсента Миннелла «Жижи» (Gigi), Голливуд изобразил женщину с сигарой. В этом произведении, получившем девять Оскаров, показан путь становления настоящей леди. Главная героиня, в исполнении Лесли Карон, превращаясь из простушки в «идеальную женщину», помимо прочего, учится и тому, как выбирать, держать и подавать хорошую сигару сопровождающему её джентльмену. То есть общество уже готовилось к тому, что женщина всё-таки может себе позволить оценивать сигары и разбираться в них, правда, оставив их для курения исключительно мужчинам.
Со времен Киплинга и до наследия «Жижи», сигары принадлежали исключительно мужчинам. А что было раньше? Если культурная связь между мужчинами и сигарами не вызывает у нас сомнения, то отношения между женщинами и сигарами для большинства из нас, окутаны непроницаемым табачным дымом.
Разогнав дымовую завесу сомнительного шаблона, мы заметим, что современные женщины все чаще курят сигары, наслаждаясь ароматом, вкусом, да и самим ритуалом. А почему бы и нет? Это далеко не аномалия.
Негативное восприятие женщин, курящих сигары, с упрёками в «маскулинизации» их образа жизни, появились не так давно. По словам историка табака, Джордана Гудмана, «гендерного» разделения в вопросах потребления табака любого рода, будь то курительная трубка, сигара, сигарета или жевательный табак не существовало вплоть до начала девятнадцатого века.
В свой книге «Табак в истории. Культуры зависимости», автор пишет: «Несмотря на то, что образ курящей женщины, из-за наших собственных гендерных предположений, нам может показаться неудобным, до 19-го века существует крайне мало доказательств этого дискомфорта». Другими словами, комплексы восприятия женщины с сигарой не являются архаичными.
Более того, наше представление о том, что женщины до наступления двадцатого века не потребляли табак, является ложным. В книге Дж. К. Робертса «История табака в Америке» английский путешественник, посещавший британские колонии в 1686 году, отметил, что религиозные службы, проходящие в одном глухом поселении, включали в себя необычный ритуал, в процессе которого, служители культа и прихожане, как мужчины, так и женщины, курили.
Английский исследователь Джон Кокберн, после путешествия в Коста-Рику, написал в 1735 году: «Эти джентльмены подарили нам несколько сигар... листья табака, свернутые, как для курения посредством трубки, так и без неё. Как господа, так и дамы, они очень любят курить».
Похожая ситуация существовала как в Америке, так и в Европе. По общему мнению исследователей, мужчины и женщины курили сигары в равных количествах до девятнадцатого века, когда, действительно, начали происходить некоторые перемены. Однако, к началу двадцатого столетия, отношения между женщиной и сигарой претерпели самые радикальные изменения.
Сигареты моднее сигары?
С 1920 - х годов, американская табачная промышленность начинает крупномасштабную компанию, направленную на убеждение женщин курить не сигары, а сигареты. Курение сигарет начинают позиционировать, как современный, мобильный и модный стиль табачного время препровождения. По сравнению с громоздкой сигарой и неудобной трубкой, сигареты, которые можно было курить везде, где не заблагорассудится, быстро входят в моду. Сигары в это время находятся в нише салонных и клубных мужских развлечений.
Общественное мнение менялось. Так или иначе, но с начала двадцатого века, представительницы прекрасного пола Европы и США всё меньше курят сигары, отдавая предпочтение сигаретам.
Эта мода в меньшей степени затронула латиноамериканских женщин, имеющих, проверенную временем, страстную связь с сигарами. Что уж говорить о Кубе, где курящая сигары женщина – это обычное культурное явление, являющееся частью национального колорита.
Духовная связь
Сигары имеют глубокое значение в духовной традиции синкретических религий, чрезвычайно популярных в странах Карибского бассейна и Латинской Америки. По словам одного из экспертов афро-карибской культуры, в Сантерии табак является священным веществом, имеющим первостепенное значение для исполнения обрядов.
Во время их проведения жрецы и жрицы, а также прихожане, курят сигары, как в священном, так и в светском контексте, независимо от пола. Дым сигар, присутствующий на ритуалах Сантерии, выполняет две функции, он очищает воздух, и приглашает в помещение определенных божеств, неравнодушных к сигарному дыму. Считается великим актом уважения, предложить в подарок жрице или Сантере сигару, особенно кубинскую.
В большинстве стран Латинской Америки также широко распространено использование сигар обычными женщинами, для проведения исцеления в домашних ритуалах. Перед началом такого действа, дабы нейтрализовать плохое влияние извне, принято делать семь ритуальных затяжек, во имя семи афро-кубинских божеств Ориша.
Получается, что там, где сигара, там и мистицизм.
Сигарный инстинкт
Вспоминается Марлен Дитрих и её образ, созданный в американском фильме 1958 года «Печать зла» Орсона Уэллса, где сигары являются частью мистической силы. В одной из сцен этого кинопроизведения, созданного в стиле нуар, героиня Марлен предрекает персонажу Уэллса его судьбу, затягиваясь сигарой и, позволяя дыму играть подле ее лица: «Будущее? У тебя нет будущего. Все уже исчерпано».
Дитрих, действительно курила сигары в жизни, подхватив свою привычку в 1920-х годах в Берлине. Здесь, словно грибы после дождя, возникали закрытые сигарные клубы, популярные среди молодых художников, артистов и писателей. В какой-то момент они стали местом и для прогрессивных женщин, желающих двигаться вперёд, инстинктивно демонтируя через сигару свою одухотворённую волю к свободе.
Кубинско-американская певица Линда Вьера Кабальеро, известная под псевдонимом La India, чья коллекция сальсы совсем недавно возглавляла мировые музыкальные чарты, курит гаванскую сигару, как в жизни, так и во время шоу, упоминая в своих песнях имена афро-кубинских религиозных божеств.
По словам одного из экспертов афро-карибской культуры, использование в концертном выступлении сигар является для Кабальеро, как бы, «двойной кодировкой». С одной стороны, артистка сообщает: «Это дань традиции, выражение моей кубинской идентичности». При этом, совершенно очевидно, что Линда демонстрирует своим поведением и вызов мужчинам, эксплуатируя, существующий в нелатиноамериканском обществе эпатаж восприятия женщины с сигарой.
Певица La India не первая артистка, использующая подобные аспекты курения сигары в своём творчестве. Пальма первенства, безусловно, принадлежит Мадонне, использовавшей сигару, в качестве агрессивной опоры своего гамбита. Доподлинно не известно, курит ли Мадонна на самом деле, но образ привлекательной, успешной женщины с сигарой, знающей, чего она хочет в разных аспектах жизни, ей создать удалось. Не помешали её в этом и некоторые цитаты из образов гениальной Марлен Дитрих.
Интересно, что, если Дитрих, куря сигары, демонстрировала свою духовную свободу, опираясь на внутренний импульс, идущий из глубины веков, то Мадонна, взяв сигару, обозначила всплеск интереса к курению сигар у представительниц прекрасной половины человечества, и готовность мужчин это адекватно принимать. Сложно себе вообразить, что безобидное желание женщины курить сигары способно помешать представителям сильного пола быть крутыми или брутальными.
Напротив, большинство мужчин находят увлечение женщин сигарами захватывающим, сексуальным и, конечно же, достойным занятием, имеющим абсолютное право на существование в нашем современном мире.
Курите кубинские сигары и будьте счастливы!
Havanacigars.ru ©